Музыкальное творчество Людвига ван Бетховена (1770-1827) признается одной из вершин в истории мирового искусства. Композитор, дерижер, пианист, он стал ключевой фигурой в западной классической музыке в период между классицизмом и романтизмом… Но какой безрадостной оказалась жизнь общепризнанного гения!

Испытание клавесином

Детство Людвига нельзя назвать радужным. Отец, страдав­ший алкоголизмом, с чрез­мерно грубой настойчи­востью пытался сделать из сына знаменитого музы­канта. Вернувшись поздно ночью домой, он часто бу­дил ребенка и с побоями гнал его к клавесину. Мечтая, чтобы сын до­стиг славы Моцарта, заставлял несчастного мальчика выполнять упражнения по семь — восемь часов подряд. И только врожден­ный талант Людвига позволил ему не «сло­маться» и не возненавидеть музыку: в восемь лет он провел свой первый концерт в Кель­не. На протяжении всей жизни Бетховен счи­тал, что «высшим отличием человека являет­ся упорство в преодолении самых жестоких препятствий».

Материальные лишения за­ставили Людвига рано посту­пить на работу в придворную капеллу в качестве органиста. Гимназию он никогда не по­сещал, из латыни знал только обиходные выражения, а по-французски говорил с тру­дом. Склонность к уединению оказалась характерным свой­ством его личности. Все био­графы изображают молодого Бетховена молчаливым и за­думчивым юношей, предпо­читающим одиночество обще­ству сверстников.

После смерти матери вся забота о двух младших бра­тьях легла на плечи Людви­га: он устроился в оперный театр, где играл на альте, да­вал уроки, выступал с концер­тами. И продолжал учиться у лучших педаго­гов Вены — знаменитых композиторов Гайдна и Сальери, а в 1796 году уже начал публиковать свои первые произведения.

Выше тысячи князей

Суровое детство и юность перешли в полную труда и ли­шений взрослую жизнь, сформировав у компо­зитора независимый и брутальный характер, который проявлялся, «невзирая на лица». На­пример, когда один из его покровителей, князь Лихновский, захотел, чтобы молодой пианист выступил перед детьми и гостями, Людвиг от­казался. Князь велел слугам выломать дверь в комнату композитора. Бетховен в возмуще­нии покинул имение князя, а на следующее утро послал ему письмо со словами, которые со вре­менем стали знаменитыми: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхож­дением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будут тысячи, Бетховен — один!»

bethovenПоведение Бетховена носило часто экстра­ординарный характер и делало общение с ним крайне затруднительным, давало повод к ссо­рам, иногда оканчивавшимся продолжительным прекращением отношений даже с предан­ными ему людьми, которых он ценил, считая близкими друзьями. Это дало повод исследователям считать, что он был «тяжелым психо­патом». Бетховен отличался мнительностью, которая поддерживалась у него боязнью на­следственного туберкулеза. Он писал: «К этому присоединяется еще меланхолия, которая яв­ляется для меня почти таким же большим бед­ствием, как и сама болезнь».

Любовь как музыка

Об отно­шениях Бетховена с женщинами стоит сказать особо, так как оно не могло не влиять на его творчество. Женщинам посвящено много пре­красных произведений, которые композитор оставил нам в наследство. Чаще всего они яв­лялись плодом его страстной, но безответной любви. Личная жизнь Бетховена так и не сло­жилась. Есть предположение, «что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюблялся, и остался на всю жизнь девственником». Друг композитора, Франц Вегелер, вспоминал: «…насколько мне известно, все его возлюблен­ные принадлежали к более высокому сословию». Возможно, слово «возлюбленные» было употреблено в платоническом значении.

В 1801 году Бетховен влю­бился в свою ученицу графи­ню Джульетту Гвиччарди — легкомысленную барышню, обладавшую музыкальны­ми способностями. Знамени­тая «Лунная соната» (1802 год) посвящена именно этой де­вушке, которая позже вышла замуж за соперника компози­тора — графа Р. Галленберга. Так, в постоянных влюблен­ностях «до безумия», в меч­тах о счастье, за которыми очень скоро наступало разо­чарование, проходили его дни. «И вот в этих-то чередовани­ях — любви, гордости, возму­щения — надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений».

Мрачный отшельник

С 1796 года у Бетховена начала развиваться трагическая для любого музыканта глухота. Даже ночью в ушах у него сто­ял непрерывный шум, слух ослабевал все больше и больше. И это привело к еще боль­шей меланхолии, болезненной недоверчивости, раздражительности. В произведе­ниях этого периода (1802—1803 годы) наметился переход к новому бетховенскому сти­лю. Во второй симфонии, в фортепианных сонатах и вариациях, в «Крейцеровой сона­те», в песнях на тексты немец­кого поэта Христиана Геллерта Бетховен обнаруживает небы­валую силу драматурга и эмо­циональную глубину.

Болезнь прогрессирова­ла. Последний концерт музы­кант исполнил в 1808 году. Постепенно стали невозможны и дирижерские выступления.

К этому времени Бетховен уже не нуждался в деньгах, но при этом жил в полуразвалившемся доме в маленькой деревуш­ке Хейлигенштадт вблизи Вены, что создава­ло впечатление крайней нищеты. Из-за глухоты он стал отшельником, все реже появлялся в об­ществе, что явно свидетельствовало о нарас­тающей тоске. Депрессия настигла композито­ра в зените славы, и, хотя меценаты назначили ему солидную пенсию, отчаяние все чаще охва­тывало его, пока заболевание не достигло своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выра­женной в Хейлигенштадтском завещании. Этот потрясающий документ, датированный октя­брем 1802 года, — прощальное письмо братьям, дает возможность понять все его душевные муки и переживания. «Мне казалось немысли­мым покинуть этот мир прежде, чем я выпол­ню то, к чему я чувствовал себя призванным», — пишет Бетховен. Для беседы ему начали требоваться тетради, в которых собеседники писали музыканту свои вопросы и ответы.

Губительное перенапряжение

Было бы невер­но объяснять все отрицательные качества Бет­ховена исключительно нарастающей глухотой, так как многие особенности его характера про­явились уже в юности. «Самая существенная причина его повышенной раздражительности, сварливости и властности, граничащей с над­менностью, заключалась в необычайно интен­сивном стиле работы, когда он внешней концен­трацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал твор­ческие замыслы. Такой мучительный изнуря­ющий стиль работы постоянно держал мозг и нервную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучше­му, а иногда и к недостижимому, выражалось и в том, что он часто, безо всякой надобности, задерживал заказанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках».

Но никакая болезнь не могла помешать непрерывному по­току гениального вдохновения, и, ко всеобщему удивлению, именно в эти годы Бетховен создал одно за другим свои самые известные произведения. Можно предположить, что глухота, принуждая его к самоуглублению и обрекая на одиночество, способствовала становлению и развитию музыкального гения и энергии великого композитора.

В течение жизни композитор перенес много соматических заболеваний: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, по­дагра, цирроз печени (в результате либо алкоголизма, либо си­филиса). Наличие подобных расстройств вряд ли могло спо­собствовать хорошему настроению и радостному восприятию жизни. Поэтому Бетховен выглядел стариком уже в пятидеся­тилетием возрасте.